Фото: Виктор Гордеевич Тышкунов ремонтирует крышу своего дома в деревне Андрияновской (Тышкуновская Горка)
Сергей Верещагин (Михеев)
Гармонный мастер
Сергей Петрович Верещагин (Михеев) со своей коллекцией инструментов. Село Ломоносово
Выходцы из крестьян редко вели дневники – не до того было. Тем удивительнее обнаружить записи Сергея Петровича Верещагина, прошедшего не только Великую Отечественную войну, но и всю жизнь с гармонью и песней. На родине у Сергея Петровича было прозвище Михей: «Мать моя из Курьи. Прозвище родителям было Михевы по какому-то родственнику, имя Михей. Мать в Ломоносово звали Михевна, мы Михеи. Была статья в газете, как и где живет наш разведчик Михей, корреспондент окрестил «Михеев». Так я расписываюсь: Сергей Петрович Верещагин-Михеев. Зовут меня по прозвищу Михей в Ломоносове».
Автограф Сергея Петровича Верещагина. Вступление к альбому фотографий и воспоминаний "О земляках, бондарно-купорном ремесле, о гармошке и о войне"

Братья Верещагины (слева направо): Михаил, Пётр, Сергей. Архангельск, 1930г.
СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ ВЕРЕЩАГИН родился в 1913 году на Курострове. В 12 лет учился купорному (бондарному) делу у дяди Якова Афанасьевича Тышова в Залывье. Брат дяди был кузнецом - сковал Сергею инструмент, которым он начал делать посуду, работая дома. Старший брат Михаил (1900 г.р.), занимался извозом. Средний брат Петр (1909 г.р.) учился сапожному делу в Чухчереме. Отец, Пётр Дмитриевич Верещагин умер в 1925 г. от туберкулеза.

Вместе с братьями Сергей выполнял для односельчан хозяйственные работы – обрабатывали землю, сеяли, косили, вывозили навоз, возили молоко, делали мостки, зимой рубили проруби, летом перевозили кладь в сельпо с барж. Заготовляли с подряда телеграфные столбы. Корили столбы зимой на катище и сами на плотах плыли до Архангельска. Летом 1927 г. братья месяц косили в Исакогорке и Кегострове, где Сергей купил первую подержанную гармонь. В дальнейшем это во многом определило его жизнь: «Боян меня всю жизнь выручал. Боян-гармонь в те времена торжествовал!»

Средний брат, Пётр Верещагин обладал деловой хваткой – пошёл в деда, который был кровельным мастером, подрядчиком в Петербурге. У него была своя «бригада» работников. Осенью 1929 года Пётр уехал в Архангельск на строительство заводов «А» и «Б», в Соломбалу, где организовал артель «Ударник»: 19 мастерских, 7 различных производств (сапожное, портняжное, столярное, бондарное, прачечное, кружевное, корзиночное). Обслуживал Соломбалу и Маймаксанские лесозаводы. Пётр работал в системе Архпроизводсоюза до 1936 года. Был арестован, месяц сидел. Умер в том же году.
Семья подрядчика кровельщиков-отходников в Петербурге. Справа налево: подрядчик Верещагин Дмитрий Петрович (дед Сергея Верещагина), мальчик в услужении, Пётр Дмитриевич (отец Сергея Верещагина), Матрёна Верещагина (бабушка Сергея Верещагина)
Весной 1930-го Сергей Петрович работал в сапожной мастерской артели «Ударник» у брата. В октябре поступил в Архангельске в музыкальную артель «Лира», а еще через год - в музыкальную мастерскую. К тому времени у Сергея было уже три гармошки: хромка, венка, петроградка. В 1935 году был по призыву в армии.

В 1941-м на второй день объявления войны, на 10-й день после смерти матери, «был взят» на Великую Отечественную. Гармонь в руки - и пошел в Холмогорский военкомат. Был распределён в разведку. После месяца в учебной части на Экономии 611-й полк был отправлен на Карельский фронт, Кестеньгское направление. В августе 1941-го получил первое ранение, в декабре того же года – второе, серьёзное. Был эвакуирован в госпиталь в Архангельск, затем в Киров, а после – в Славгород, Алтайский край. После выписки «взял литер» в г. Зайсан (Восточный Казахстан) - так посоветовал один казах. Всего в госпиталях Сергей Петрович провел 9 месяцев, и всюду его сопровождал баян.

Сергей Петрович играл и пел в госпиталях, на физзарядках, на танцах, на вокзалах и на пароходах: «В г.Славгороде купил баян, и с баяном поехал кормиться. Т.е. существовать, зарабатывать мой кусок хлеба». Славгород, Новосибирск, Барнаул, Семипалатинск, Зайсан... В Зайсане пригласили ездить по району с артистами, обслуживать колхозников. Затем вместе с театром Сергей Петрович уехал в Усть-Каменогорск, где около года играл в пивной, выезжал на посевную и уборочную с артистами филармонии. Ездили по концертным залам области. Выступали в селах, районах, на станах в горах. После Усть-Каменогорска с бригадами артистов ездил в Джамбул, Анджан, Самарканд, Андижанскую, Каршинскую области, Коканд, Бухара, Ленинабад - обслуживали госпиталя до окончания войны.

Сергей Петрович Верещагин после войны, 1940е г.г.

Сергей Петрович Верещагин с женой
В Ломоносово Сергей Петрович вернулся в июне 1945 года.

«…и всю эту деятельность закончил. Я не себя выгораживаю, а роль бояна-гармони, что было веселением народа. В Ломоносове занимался гармонным делом, т.е музыкальным. Такие обстоятельства были. Жил одиночкой до 70 лет. На 70 году женился, и уже прожил с женой 10 лет. В 1988-м году - инфаркт. 1989 год – удаление желчного пузыря. Здоровье рушится. Так и не смог осуществить задуманного. Но все же сдал материалы и инструменты в четыре музея Архангельска: краеведческий, изобразительных искусств, Ломоносовский, и деревянного зодчеств Малые Карелы. Коллекцию и всю старину собирал всю жизнь. И кто это оценит? Потомки кого вспомянут - меня или других?»
Сергей Петрович Верещагин во время работы на лесопильном заводе в г. Архангельске, 25 февраля 1931 г.
Наши контакты:
+7 909 550 91 77
rovdinagora@gmail.com