Холмогорский карбас
Опыт постройки холмогорского карбаса
Предполагается, что одним из первых судов, построенных мастером Степаном Матвеевичем Негодяевым-Кочневым на собственной верфи на Ровдиной Горе, был промысловый карбас «Святой апостол Яков», спущенный на воду в 1782 году. Не удивительно, что в контексте исследования народного судостроения у нас возникла идея построить карбас на историческом месте в рамках проекта Ровдина Гора.
Инженер-судостроитель П.А.Богославский в своей книге «О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном», вышедшей в Санкт-Петербурге в 1859 году, так описывает холмогорский карбас: «Из всех речных судов Архангельской губернии, карбас заслуживает особенное внимание, как по отличной конструкции, так и по лучшим его качеством. В тихий и свежий ветер, на вёслах и под парусами, она равно хорош и безопасен…
Карбасы, имеющие в длину не менее 35 фут (~10,5 м), и строящиеся преимущественно в Холмогорском уезде, называются холмогорскими. Они поднимают грузу до 460 пуд. (~7,5 тонн); имеют по два весла; два шпринтовные паруса (четырехугольный парус, растягиваемый от мачты диагональной перекладиной «шпринтом»)… В корме устраивается каюта для лоцмана. На холмогорских карбасах привозят в Архангельск: уголь, дрова, булыжный камень, смолу, известь и алебастр.
Опираясь на описание П.А. Богославского, чертежи Соломбальской судоверфи и имеющийся в нашей коллекции речной промысловый карбас, использовавшийся на Северной Двине, в конце 2023 года мы начали строительство холмогорского карбаса. Предполагается, что длина карбаса составит порядка 7,2 м. Он будет приводиться в движение 2-3 парами весел и будет иметь две мачты со шпринтовными парусами.
В 2023 году для реализации этого проекта при поддержке Фонда президентских грантов на Ровдиной Горе была организована мастерская традиционного судостроения, где сейчас идёт работа над карбасом. Ожидается, что карбас будет спущен на воду летом 2024 года.
Наши контакты:
+7 909 550 91 77
rovdinagora@gmail.com